Главная
Контакты
История реки

История реки

Свою историю Волга ведет еще со времен античного мира. По крайней мере, точно установлено, что в V веке до н.э. об этой водной магистрали человечеству уже было известно. Первым, кто упомянул великую русскую реку в своих трактатах, был историк Геродот из Древней Греции. Это был рассказ о том, как царь Дарий шел войной на скифские племена. В документе Волга значилась под названием Оар. Другой автор Диодор Сицилийский, живший также до н.э., называл современную Волгу Араксом – так полагают исследователи.

У античных авторов первых веков н. э. (Клавдий Птолемей и Аммиан Марцеллин) Волга называлась Ра. Упоминание о ней как о реке Ра (щедрая) имеется в записях грека Птоломея во II в. н.э. Византийский хронист Феофан Исповедник, описывая географические названия Северного Причерноморья, несколько раз повторяет «величайшую реку, стекающую вниз от океана по земле сарматов и называемую Ател». Позднее, в IX и X веках, Ра обретает название Эдиль. В Средние века река известна под названием Итиль (река рек). В конце XIV – начале XV века река становится важнейшим торговым путем из Европы в страны Кавказа, Средней Азии, Персию, Индию. В старинных летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад. В древние времена по Волге проходили огромные караваны с востока на запад - везли шелк, чай, ювелирные изделия, а на восток везли традиционные славянские товары - мёд, меха, воск и другие товары. Берега реки Волга, кроме славян, населяли различные народы: хазары, булгары, татары, башкиры, чуваши. 

И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой. На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри. 

Торговля бурно развивалась, но на многие столетия её остановило монголо-татарское нашествие. 

С XV века значение торгового пути восстанавливается, растёт роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань. Были основаны новые города, ныне областные центры - Саратов, Царицын (Волгоград), Самара.

Во второй половине XV века тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие по Волге через Каспий в Индию, о чем писал в книге «Хождения за три моря».

Примерно в то время за Волгой закрепляется ее современное название. Ученые предполагают, что оно произошло от древнерусского слова «волога» - влага.

В XVI веке с присоединением Казани и Астрахани перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии. Невиданные никогда ранее караваны из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем сообщения Руси с Востоком.

В XVII-XVIII веках Поволжье стало ареной крестьянских войн, которыми руководили Степан Разин и Емельян Пугачев.

Волгари научились строить прочные и легкие суда. Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с XVII и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки, тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е. Репин. На Волге работало почти 350 тысяч бурлаков.

В XIX веке на Волге развивается речное пароходство.

Русский естествоиспытатель первой половины XIX века К.М. Бэр после путешествия по Волге объяснил интересную планетарную особенность: большую крутизну правого берега реки в северном полушарии и левого – в южном под влиянием отклоняющейся силы вращения Земли (закон Бэра).

Левобережные села на реке Волге и поселки располагаются, как правило, вдали от реки, за пределами низкой, заливаемой поймы, исключением в этом отношении служат селения на высоких ярах. Широкая левобережная пойма богата лугами. Иное дело - на правом берегу. Селения часто располагаются "прямо над рекой Волгой", на вершине коренного берега и на скатах.

Гражданская война принесла матушке-Волге неусыпный контроль большевиков, Великая Отечественная война – славу Царицыну, который в связи с героический обороной переименовали в Сталинград. По окончании боевых действий река развивалась исключительно в экономическом русле, а также превратилась в средоточие ГЭС и водохранилищ.

В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулёвский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука.
В настоящее время Волга играет важнейшую роль в экономике России. 

Строительство Волжско-Камского каскада — крупнейшего комплекса гидротехнических сооружений (плотин, шлюзов, водохранилищ, каналов и ГЭС) позволило решить множество проблем. Ее воды помогли оросить поля в засушливых регионах Поволжья, а гидроэлектростанции — обеспечить энергией многомиллионные города и крупнейшие предприятия. Волга стала крупнейшей транспортной артерией, соединенной, помимо Каспийского, еще с четырьмя морями — Черным, Азовским, Балтийским, Белым. С Балтийским морем Волга соединяется Волго-Балтийским водным путём, с Белым — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Чёрным — Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой — каналом им. Москвы.